Демократизм как принцип государственного управления (часть 3)

Однако источником и исконным хранителем власти в демократическом государстве является суверен, народ, понимаемый не в этническом и, тем более, не в расовом или классовом смысле, а в смысле политическом — как все граждане государства, вместе взятые.

Власть — любая — в той или иной степени всегда авторитарна, поскольку ограничивает частные и групповые интересы и устремления во имя интересов общества. Важнее понять, каким образом при наличных ресурсах можно создать механизм эффективного социального и экономического управления, обеспечивающего стране суверенитет и устойчивое развитие. Установление законов, которые определяют, как должны расходоваться средства — задача верховной власти, имеющей ресурс принуждения к исполнению норм права, с помощью которого управляется общество[1].

Одним из общепринятых критериев демократичности государственного устройства служит наличие в государстве органов представительной власти, участие в которых обеспечивается путем свободного выбора, сделанного гражданами. Однако таким путем замещаются должности не во всех органах публичной власти, что отнюдь не означает утраты государством демократичности.

Для того, чтобы устройство можно было заслуженно назвать демократическим, необходимо наличие выборных представительных органов государственной власти (парламент) и представительных органов местного самоуправления (например, советы общин, городские советы). Подобным образом могут учреждаться и другие органы публичной власти, например, исполнительные и судебные. Во многих странах всеобщие демократические выборы используются для избрания главы государства (президента), в частности, в США, Франции, Польше, Финляндии, Австрии, Словении, Ирландии, России, Украине. Так же замещаются посты в органах исполнительной власти субъектов федерации (например, штатов — в США избираются губернаторы штатов и некоторые другие члены администрации штата) и территориального самоуправления (в США избираются бургомистры — мэры городов и часть местных должностных лиц, в России также могут избираться высшие должностные лица органов местного самоуправления). Иногда выборы используются для избрания должностных лиц в органах судебной власти, правовой защиты и охраны общественного порядка (например, в США избираются некоторые прокуроры и начальники полиции).

[1] См.: Юртаева Е.А. Власть, демократия, закон: правовые аспекты взаимодействия // Власть. 2009. № 1. С. 53-57.