Демократизм как принцип государственного управления (часть 4)

Сегодня происходит демократизация государственного управления и его качественная модернизация. Значит нужен новый тип управления, соответствующий конституционному курсу на демократизацию России, движению к правовому государству. Известно, что главным фактором, обеспечивающим государственному управлению опережающее состояние и эффективность, является профессионализм, который, в свою очередь, определяется способностью специалистов-управленцев предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития при непременном взаимодействии с институтами общества, гражданами. Отсюда есть потребность осмыслить государственное управление как систему, одновременно управляющую обществом и взаимодействующую с ним — таков императив и ключевая задача теории и практики государственного управления.

Следует вместе с тем заметить, что ключевые параметры, обусловливающие демократический характер государственного управления, новые направления преобразований в политической и государственной системе современной России не просто не пересматривают, а постулируют. Целевая установка государственного управления состоит в переходе от бюрократического к предпринимательскому поведению в государственных организациях, что включает, прежде всего, изменение мотивации руководителей и сотрудников государственных организаций, а также выборных должностных лиц. Государственное управление исходит из интерпретации государства как крупной корпорации – у него есть бюджет, доходы, расходы, а также акционеры – граждане, которые одновременно являются его клиентами. Они заинтересованы в том, чтобы услуги государственных учреждений были максимально дешевы и доступны. В соответствии с этим подходом государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться, прежде всего, к удовлетворению интересов своих «акционеров», к повышению с этой целью своей эффективности, к росту капитализации создаваемых за счет бюджета активов, к совершенствованию технологии управления и качества оказываемых услуг.[1]

Иначе говоря, «акционеры» государства-корпорации, то есть граждане, сохраняют традиционные способы влияния на «топ-менеджмент» – посредством выборов и других демократических институтов. Руководство государственных органов, находясь в рамках новых технологий осуществления государственного управления, сменяемо и подотчетно избирателям в раках традиционных демократических процедур.

Таким образом, современные методы и система государственного управления и государственной службы не отвергают ни традиционную демократическую политическую систему, ни по факту базовые ценности рационально-бюрократической организации, лишь предлагая новые организационные и технологические решения для роста эффективности и подотчетности государственного аппарата перед обществом.

Демократия в целом сопровождается демократической децентрализацией и многообразием методов государственного управления. Современное прочтение демократии основано, скорее, на моральной оценке избрания высших властных органов и способов их взаимодействия с обществом. Демократия определяет, кто является законным правителем и пользуется полномочиями, связанными с государством, как они приобрели власть (проведение свободных выборов) и каким образом они осуществляют ее в широком согласии с общественным мнением. Можно предположить, что разнообразие сред, в которых осуществляет свои функции государство, определяет и разнообразие способов управления государства.

[1] См.: Касаева Т.В. Совершенствование деятельности государственного механизма как фактор демократических преобразований в России // Закон и право. 2010. № 5. С. 84-91.