Понятие территориального общественного самоуправление в системе местного самоуправления, часть 1

В современных городах и сельских населенных пунктах территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС) все больше развивается, являясь наиболее массовой и действенной формой, в которой население участвует в осуществлении местного самоуправления. Соответственно, ТОС становятся все более значимым элементом системы местного самоуправления, призванным содействовать тому, чтобы реализовались должным образом права и свободы гражданин в местах жительства. ТОС способствует формированию партнерских отношений между местным населением и органами власти на местах по совместной выработке и принятии решений по решению вопросов, которые имеют местное значение.

ТОС, решая проблемы местного значения, различные житейские вопросы, например, в отдельно взятом доме или дворе, является эффективным инструментом, с помощью которого возможно повысить качество жизни местного населения. ТОС может решать вопросы по обеспечению безопасности жильцов, наведением чистоты и порядка во дворе и подъездах, с организацией детских площадок и парковок для автомобилей жильцов, с решением вопросов о починке отдельных неисправностей в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В Конституции РФ [1] местное самоуправление гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя. Местное самоуправление представляет собой одну из форм, в которой осуществляется народовластие. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) [3] закрепил за государственными органами и органами местного самоуправления обязанность по оказанию содействия населению в том, чтобы оно непосредственно осуществляло местное самоуправление. Институты непосредственной демократии призваны дать гражданам возможность принимать участие в деятельности органов местного самоуправления и осуществлять контроль за их деятельностью [8, C. 36].

На раннем этапе муниципальной реформы сложно отследить динамику развития ТОС, так как по этому вопросу нет точной муниципальной статистики. Только в 2007 г. Минрегион России при проведении мониторинга осуществления муниципальной реформы называет численность ТОС в России — 8084 единицы в 54 субъектах РФ. По данным Минрегиона России по состоянию на 2009 г. количество ТОС в России удвоилось, в том числе ТОС стали регистрироваться как юридические лица, что дало им дополнительные возможности для привлечения ресурсов на осуществление своей деятельности [11; 15].

Анализируя статистику отдельных регионов мы также можем отметить устойчивую тенденцию к росту количества ТОС на территориях. Например, органы ТОС в настоящее время имеются в каждом муниципальном образовании Костромской области – 1016 органов ТОС, в деятельности которых активно принимают участие свыше 380 тысяч человек [16].

Как показывает анализ опыта развития ТОС субъектов РФ, наиболее успешным он является в Архангельской области, опыт которой многие субъекты РФ берут на вооружение. Только за период с 2011 г. по 2014 г. в Архангельской области значительно увеличилось количество органов ТОС. Если на начало 2011 г. было создано 317 ТОС, то на 1 января 2014 г. было зарегистрировано уже 751 ТОС, из них 593 – в сельских поселениях, 122 – в городских поселениях и 41 – в городских округах Архангельской области[9]. Таким образом, в настоящее время органы ТОС созданы и действуют практически во всех муниципалитетах Архангельской области.

Если сравнивать развитие ТОС в крупных городах России, то, например, в городе Нижнем Новгороде система ТОС начала складываться еще с 1994 года и по состоянию на 2012 г. было зарегистрировано 88 Советов ТОС во всех 8 районах г. Нижний Новгород [10], а в городе Волгограде со сравнимым количеством жителей процесс становления ТОС начался в 1998 году, но шел медленно из-за отсутствия полной правовой базы и финансовой основы, и в 2012 году в Волгограде действовало 137 ТОС. Количество жителей, объединенных в ТОС, составляло на тот период 110 тыс. 400 человек, это 11% от всего населения Волгограда. К примеру, в г. Новосибирске в 2012 году в ТОС были объединены 73,1% граждан, в г. Омске — 100% жителей города (население обоих городов составляет более 1 млн. человек) [4].

Однако, на наш взгляд, ярко выраженная тенденция по стремительному росту численности ТОС в течение 2007 — 2014 гг. не отражает реальный рост активности граждан по месту жительства, а скорее обозначает технические трудности, с которыми сталкивались ТОС, которые были созданы до принятия Федерального закона № 131-ФЗ. Федеральный закон № 131-ФЗ дал легальное определение ТОС – это самоорганизация граждан но месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Несмотря на это, следует отметить, что правовая природа этого института все еще остается достаточно неопределенной.